Эксперты рассказали, почему предложения ведомства не делают российский рынок привлекательным для инвесторов и как это можно исправить.
18 февраля Минфин внес в правительство законопроект о регулировании криптовалют. Тогда же начались общественные обсуждения. В понедельник, 21 февраля ведомство опубликовало подробности о документе.
Среди главных предложений:
Установить требования для бирж и обменников, которые будут заниматься связанной с криптовалютами деятельностью. Для этого будет создан специальный реестр.
Иностранные криптобиржи для получения лицензии должны будут зарегистрироваться в России.
Операции с покупкой или продажей криптовалюты будут возможны только при условии проведения идентификации клиента. Ввод и вывод криптовалюты от клиента оператору и наоборот будут возможны только через банки с использованием банковского счета.
Операторы, как и банки, будут обязаны информировать Росфинмониторинг о выявленных подозрительных операциях.
Инвесторы должны будут проходить онлайн-тестирование перед приобретением криптовалюты. При успешном прохождении тестирования граждане могут вкладывать средств в цифровые валюты до 600 тыс. руб. ежегодно. Если тестирование не пройдено, то предельный размер вложений будет ограничен 50 тыс. руб.
Биржи и обменники будут обязаны вести реестры с указанием адресов — идентификаторов каждого обладателя цифровых валют.
Юристы прокомментировали предложенные Минфином правила.
«Все это давно существует на рынке традиционных финансовых услуг»
Юрист юридической фирмы DRC Никита Истомин
Предлагаемый законопроект отражает ранее опубликованную концепцию Министерства финансов РФ. В целом предлагаемое регулирование вдохновлено уже существующим правовым регулированием брокерской деятельности. Реестры, требования по размеру капитала, отчетности, аудиту и контролю, лицензии, соблюдению «антиотмывочного» законодательства — все это довольно давно существует на рынке традиционных финансовых услуг.
Наиболее важный момент, вопрос идентификации владельцев криптовалют, который всегда был камнем преткновения между государственными регуляторами всех стран и криптоинвесторами, решается путем «встраивания» рынка криптовалютных услуг в банковскую систему. Это обеспечит идентификацию владельцев криптовалют, что опять же скопировано из регулирования брокерской деятельности. Новеллой здесь является обязанность введения идентификаторов каждого обладателя криптовалют, очевидно для отслеживания транзакций в блокчейне.
С регулирования брокерских услуг была взята и идея онлайн-тестирования, которое было введено недавно, в связи с наплывом розничных инвесторов на фондовый рынок. Однако говорить о количестве вопросов, вариантах ответов и прочих деталях онлайн-тестирования пока преждевременно. Ведь в силу определенной незрелости глобального рынка криптовалют и недостаточности регулирования, разделявшего или «отфильтровавшего» бы чисто спекулятивные активы от активов, имеющих перспективы роста или уже имеющих какую-либо инвестиционную ценность, остается неясным, какие вопросы могут быть в этом тесте и насколько этот тест вообще будет соотноситься с практикой и реальностью инвестирования в криптовалюту, а также отвечать задачам регулятора по недопущению на рынок не готовых к риску инвесторов.
«Необязательно, что данные проекты станут законами»
Адвокат, руководитель Saunin Law Practice Андрей Саунин
Законопроектов о регулировании крипторынка может быть неопределенное количество. И совсем необязательно, что данные проекты станут законами. Возможно путь до закона займет значительное время, какие-то нормы будут отражены в нем, какие-то нет. На сегодняшний день отсутствие закона не мешает участником совершать сделки, я так понимаю, что это устраивает многих.
«Россия продолжит терять налоги»
Адвокат коллегии адвокатов «Адвокат Премиум» Татьяна Косых
Проект законопроекта Минфина о регулировании цифровых валют не делает российский рынок привлекательным для развития. Огромное количество требований и ограничений способствуют тому, что граждане предпочитают использовать иностранные площадки для криптовложений. Несмотря на то, что меры, предлагаемые в законопроекте, направлены на защиту граждан от финансовых потерь, фактически пользователь может столкнуться с тем, что его инвестиции будут «заморожены» по вине площадки или надзорных органов.
Пока ЦБ и Минфин выясняют как регулировать крипторынок в РФ, в мировом масштабе эта индустрия ушла далеко вперед. Есть государства, которые поддерживают развитие цифровых валют и создают «комфортную среду» для их владельцев. Поэтому чем дольше органы будут размышлять над тем, как регулировать российский рынок, тем больше вероятность того, что Россия никогда не станет интересной для инвестиций в сфере криптовалют и продолжит терять налоги с доходов от криптовложений населения и компаний.
Единственно правильным и логичным будет решение, опираясь на опыт иностранных государств, ЦБ и Минфину не без мнения налогового органа сделать регулирование в сфере цифровых активов привлекательным не только для российских граждан, но и иностранных компаний. Пока проекты содержат множество ограничений и сдерживающих факторов, и ни одного привлекательного для инвестиций бонуса.